> Архив
минирецензий
|
>
Shearwater "The Dissolving Room", 2001. Не надо ни
с кем их сравнивать - отпадёт охота слушать! Завывания Уилла Шэфа действительно
честные! А большинству всегда хочется что-то свежее поставить напротив
"матёрых монстров", дабы показать новичку его посредственную
позицию. Мне кажется, что Shearwater на это наплевать. И правильно делают,
что плюют! Фолк-н-кантри мотивы - вечны: попробуй придерись! И печаль
вечна. Где-то клавишные появятся, там - виолончель, здесь - мандолина.
Звуки осени... Очень трогательна "Angeline"... Но неужели, чтобы
раствориться в вашем альбоме (втором по счёту), мне вместе с вами придётся
вглядываться в бездну, о подсобники грусти? ****
Михаил
Маныкин
>
Flaming
Lips "Soft Bulletin",
1999. Заинтересовавшись
американской группой Mercury Rev, я наткнулся на коллектив с названием
Flaming Lips, то есть Пылающие Губы. Эти две группы объединяют не только
близкие по духу музыкальные идеи. Было время, когда их связывали одни
и те же музыканты. Я бы даже сказал, что эти две группы братья-близнецы.
Но, при всём сходстве у них масса различий. Mercury Rev всё-таки более
взбалмошная группа и это, соответственно, отражается в их музыке. Flaming
Lips наоборот, на мой взгляд, отличает постоянство и тяга к экспериментированию,
что вкупе даёт поразительные результаты. Итак, перед нами почти часовой
альбом «Soft Bulletin», спродюсированный Дэйвом Фридманом (Dave Fridmann),
участником Mercury Rev.
Альбом открывает «Race For The Prize» - трек с грязноватыми, слегка перегруженными
барабанами, как будто те были записаны на микрофон на репетиционной базе.
Но это никого не должно смущать, так как перед нами настоящий инди-поп,
а в независимой музыке позволено многое. В конце диска мы слышим всю ту
же «Race For The Prize», но барабаны теперь обрели кристальную чистоту.
Интернет проясняет ситуацию. Помимо оригинальных версий в альбом включены
ремиксы «Race For The Prize» и «Waiting For A Superman» в исполнении известного
R&B звукоинженера и ремиксёра (mixer) Питера Мокрэна (Peter Mokran).
Он был призван сделать песни «удобоваримыми» для мэйнстрим-радиостанций.
Но в этом, сугубо коммерческом шаге, нет ничего дурного, хотя существует
опасность быть непонятыми. На мой взгляд, Flaming Lips слишком попсовы
для любителей рока и слишком гаражны для поклонников поп-музыки. Но, нельзя
потакать слушателю. Это участники Flaming Lips понимают и всё дальше уходят
от забойного рока в сторону изысканного звучания. Лично у меня нет никаких
претензий к барабанщику и к звуку. Барабанщик играет как надо и совершенно
не важно как он звучит, главное чтобы создавал грув (groove) или кач (кому
как нравится). Мне это кажется даже интересным и правильным. Взаимодействие
электронных и «живых» барабанов приводит к неожиданным и увлекательным
результатам. Общий саунд становится шероховатым и минималистичным. На
пластинке есть ещё один ремикс - песня под названием «Buggin’», которая
в моём варианте идёт последним треком, а в официальном трек листе - пятым.
Тут я склонен винить пиратов в неаккуратности.
Проникновенный голос Уэйна Коена (Wayne Coyne) как всегда будоражит воображение.
В его манере есть что-то открытое и честное. С другой стороны, нейтральный
бэк-вокал своим ровным и небесным звуком является хорошим бэкграундом
для яркого Коена. Аранжировки «Suddenly Everything Has Changed», «A Spoonful
Weighs A Ton» и «The Spark That Bled» кажутся мне наиболее неординарными.
Минимум гитары и выверенные клавиши, которые здесь превалируют, обеспечивают
диску мягкость и воздушность саунда.
Есть область, где Flaming Lips недосягаемы… Недосягаемы абсолютно. Когда
кажется, что все поп-мелодии уже сочинены, появляются Flaming Lips и доказывают
обратное. Красивая и задушевная музыка притягивает так, что к ней хочется
непременно вернутся. И ты возвращаешься… Возвращаешься в этот мир, поразивший
тебя однажды, чтобы ещё раз ощутить и понять в чём его прелесть. И весь
альбом - словно одна большая рождественская песня, которую хочется слушать
ещё и ещё. *****
Антон
Касимов
> The Shins "Chutes Too
Narrow", 2003. "Chutes Too Narrow" есть безупречный
пример того, что отделяет хорошую поп-музыку от плохой поп-музыки. Гарантирован
позитивный эмоциональный взрыв: бомба затаилась в цепких мелодиях. The
Shins с легкостью воплощают в трехминутном треке то, над чем многие группы
бьются на протяжении всего альбома.
Их первый альбом, "Oh, Inverted World", вышедший в 2001 году,
кроме того, что стал одним из лучших альбомов года, стал также и сюрпризом
года - квартет из Альбукерка, Нью-Мексико, утонул в похвалах критиков
и поклонников, без лишней скромности назвавших The Shins "реинкарнацией
Beach Boys". Дебют был удачным и приятным, но, отслушав, больше я
к нему не возвращался. Устать же от Chutes Too Narrow сейчас кажется невозможным
- альбом в буквальном смысле слова ласкает слух. Особенно стоит отметить
вокал фронтмена Джеймса Мэрсера, звучащий как свежий утренний бриз. При
этом его манера петь остается слегка загадочной. То он поет на низких
октавах, размеренно и спокойно повествует, то вдруг совершенно свободно
тянет голос на самые верхние октавы, получается очень своеобразно и естественно,
немного напоминает этим Built To Spill. А загадочность этого приема в
том, что альбом, хотя в нем добрых полчаса звучания, заканчивается невообразимо
быстро - треки плавно перетекают один в другой, да еще и голосом Мэрсер
чинит такое непостоянство. Только, казалось бы, слышны хлопки в начале
первого трека (кстати, еще одна особенность - то хлопки, то приглушенные
удары по струнам в начале треков), тут уже и десятый трек "Those
To Come" на подходе. Вот так вот балуют со временем мужики из The
Shins. А альбом между тем знатный получился. *****
Евгений Кухтарев
> Stereophonics "You Gotta Go There To
Come Back", 2003. В 2000 году я воспринимал Stereophonics
как довольно посредственную post-Oasis и post-grunge группу. Они умели
шуметь как Oasis (практически не выключали своих примочек) и после прослушивания
их альбомов оставалось лишь ощущение усталости. Манера пения Келли Джонса
(Kelly Jones) - обречённость с хрипотцой - сильно отдавала Кобейном, особенно
в ритмичных и жёстких песнях. Конечно, им удавались некоторые номера (например,
песня «Pick A Part That’s New» с альбома «Performance And Cocktails»),
но в целом Stereophonics явно не хватало яркости и самобытности. В конце
девяностых подобная музыка не выходила за рамки общепринятых стандартов.
И ещё одно воспоминание. Как-то MTV проанонсировало концерт группы. Прождавши
неделю, я с недоумением обнаружил четыре маловразумительные песни.
Возможно, это был их не самый лучший концерт, точнее не самый лучший фрагмент
концерта. К 2000 году у группы было записано два альбома и третий - «Just
Enough Education To Perform» - был на подходе. Вот он то и заставил меня
посмотреть по-другому на эту группу. Первое, что бросилось тогда в глаза
(или в уши) - Stereophonics, наконец-то научились вовремя выключать примочки
или уводили их так далеко, что стал различим бэк-вокал. Второе, Stereophonics
явно пытались сделать свою музыку более разнообразной, уйти от надоевшего
гранджа и как можно меньше оглядываться на Oasis. Они тянулись к блюзу
с его сложной историей, но при этом пытались остаться поп-группой, пишущей
красивые песни для старшеклассниц и студентов. Новый альбом «You Gotta
Go There To Come Back» («Ты должен идти туда, чтобы вернуться), вышедший
на лэйбле «V2» вновь демонстрирует искания Stereophonics. Сохранив находки
предыдущего альбома, они взошли на ранее неведомую территорию использования
струнных, перкуссии, трубы и даже синтетических эффектов. Великолепные
аранжировки и безукоризненная продюссерская работа, сделанная, кстати
говоря, самим Келли Джонсом не могли не отразиться на качестве диска.
Первый, почти семиминутный трек «Help Me» с традиционным гитарным рифом,
хоть и слушается немного утомительно, но поразительный глубокий бэк-вокал,
придаёт ему ощущение лёгкости. Следующая композиция «Maybe Tomorrow»,
наверное, одна из самых лучших песен на альбоме. (Многие британские коллективы
считают своим долгом написать песню, про это самое «завтра», и что самое
поразительное, почти у всех это получается). И опять спасительный бэк-вокал
и перкуссия, которые не останавливаются на протяжении всей песни. Следующий
номер - «Madame Helga» с нотками хард-рока поставлен туда лишь, для того,
чтобы отделить друг от друга две лирические песни, два потенциальных хита.
Но трек, тем не менее, не воспринимается проходным. Четвёртая песня «You
Stole My Money Honey» по своей гармонии и внутренней организации неожиданно
напоминает о T-Rex. Британская песенная традиция (British Trad Rock) сохраняется
и в наше время. Собственно вся идея, так называемой брит-поп музыки и
состояла в переосмысливании или вернее - в перепевании групп шестидесятых
и семидесятых. И Stereophonics здесь не являются исключением. Однако музыкальные
идеи тех лет уже исчерпаны. Радует, что Stereophonics (в отличие от многих
других подобных команд) всё-таки продолжают находить вдохновение. В том
же в блюзе, к примеру. Песня «I Miss You Now» прямое тому подтверждение.
Весь остальной материал альбома, стилистически выдержан в том же духе.
Немного блюза, немного колледж-рока, немного гранджа и лирического настроения.
Ничего неожиданного. Исключением является мелодическая составляющая композиции
«I Am Alright (You Gotta Go There To Come Back)». Модный, слегка трип-хоповый
ритм, чуть зафлэнжирённый вокал, нойзовая (noise) гитара - всё это воспринимается
довольно необычно, тем более если слушать эту композицию в общем контексте.
Эффект флэнжера на голосе встречается и в других песнях, но не вызывает
ощущения странности.
Существенный недостаток альбома «You Gotta Go There To Come Back» в его
размере. Тринадцать песен Stereophonics растянули на целый час, в то время
как предыдущий альбом был значительно короче и этим выигрывал. ****
Антон
Касимов
|
|